Ахундов Мирза Фатали

Ахундов Мирза Фатали
Мирза Фатали Ахундов (1812-1878) занимает особое место среди азербайджанских просветителей. Литературно-общественная деятельность его многообразна. Родился Фатали в городе Шеки. Его усыновил дядя – Ахунд Гаджа Алескер, фамилию которого он и носил. Начальное образование мальчик получил дома, дядя готовил его к духовному званию. Продолжал учебу Мирза Фатали в Гяндже. Здесь он познакомился с поэтом Мирза Шафи, оказавшим на молодого Фатали сильное влияние. Именно Мирза Шафи, узнав о намерении М.Ф.Ахундова принять духовный сан, отговорил его от этой идеи. В 1834 г. М.Ф.Ахундов переехал в Тифлискультурный и административный центр Закавказья того времени.

Тифлисская жизнь, государственная служба, педагогическая деятельность в Тифлисском училище, встречи с прогрессивными русскими писателями, журналистами, политическими деятелями (В.А.Сологубом, И.И.Клементьевым, Я.П.Полонским, по некоторым предположениям с М.Ю.Лермонтовым) повлияли на мировоззрение Ахундова. Обладая глубокими знаниями в области восточной литературы, владея арабским и персидским языками, Ахундов изучает русский язык и знакомится с выдающимися достижениями русской и западноевропейской науки и художественной литературы. М. Ф. Ахундов создал шесть блистательных реалистических комедий, заложив основу самобытной национальной драматургии. В комедиях этих ("Молла Ибрагим-Халил - алхимик, обладатель филсофского камня", "Приключения визиря Ленкоранского ханства", "Приключения скряги, или Гаджи Кара", "Повесть о мусье Жордане-ученом ботанике и дервише Мастали шахе-знаменитом колдуне", "Медведь- победитель разбойника" и "Восточные адвокаты") Ахундов нашел доселе неизведанную на Востоке и потому особенно действенную форму для разоблачения патриархальных предрассудков, деспотизма, беззакония, скопидомства, суеверий. Они переводились и ставились в Иране и Афганистане. Ахундов был инициатором ряда прогрессивных начинаний в истории азербайджанской общественной мысли. Он впервые выступил против старых, схоластических литературных канонов, защищал в искусстве идейность, пропагандировал реалистический метод.

М.Ф.Ахундов защищал в Турецкой академии проект нового алфавита, который был введен в Турции только в 1928 г., т. е. спустя пятьдесят лет после смерти писателя. Круг идей и тем азербайджанской литературы никогда не был ограничен узкой проблематикой. Общественно-философские проблемы, которые ставились в ней, часто затрагивали коренные вопросы жизни народов всего Востока. Эти традиции продолжил и М. Ф. Ахундов. Когда писатель выступил против восточного деспотизма, он имел в виду положение трудящихся не только Азербайджана, но и Турции, Ирана, Индии. В "Письмах Кемал-уд-довле" иранский принц пишет индийскому принцу: "Если даже наш падишах деспот, слава богу, он - наш, слава богу, что мы, подобно вам, не терзаемся в руках чужой нации. Всему миру известно, как англичане обращаются с населением Индии. Разве Англия, владеющая цивилизацией и учредившая Конституцию, обращается с индийским народом лучше, чем деспот? Если сравнить с деспотами, то последние куда лучше англичан". Трудно переоценить значение таких высказываний Ахундова для всего колониального Востока.
Поделись новостями в социальных сетях: