НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ - КАК ВЕЛИКИЙ ТВОРЕЦ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Фуад Мамедов,
Профессор кафедры Истории Академии Государственного Управления
при Президенте Азербайджанской Республики, доктор исторических наук,
президент Ассоциации культуры Азербайджана «Симург»,
иностранный член Российской академии естественных наук,
действительный член Международной академии глобальных исследований
Профессор кафедры Истории Академии Государственного Управления
при Президенте Азербайджанской Республики, доктор исторических наук,
президент Ассоциации культуры Азербайджана «Симург»,
иностранный член Российской академии естественных наук,
действительный член Международной академии глобальных исследований
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ
КАК ВЕЛИКИЙ ТВОРЕЦ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Доклад на Международном форуме «Низами Гянджеви: мост между культурами».
Баку, Азербайджан. 24 ноября 2021года
КАК ВЕЛИКИЙ ТВОРЕЦ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Доклад на Международном форуме «Низами Гянджеви: мост между культурами».
Баку, Азербайджан. 24 ноября 2021года
«Культура спасет мир,
Если мир защитит культуру!»
2021 год вошел в историю культуры азербайджанского народа как год славного, 880-летнего юбилея одного из великих творцов духовной культуры - Низами Гянджеви.
Юбилей гениального азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви – это большой праздник всех высококультурных людей и народов планеты, видящих в культуре неисчерпаемый источник развития и спасения мира!
Низами Гянджеви создал шедевры неподвластные времени. Его гений занимает достой-ное место среди великих мыслителей, интеллектуалов и поэтов человечества. По значимости вклада в мировую культуру и цивилизацию великий азербайджанский мастер слова стоит в одном ряду с такими великими творцами интеллектуальной и нравственной культуры как Сократ, Платон, Аристотель, Авиценна, Аверроэс, Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Шекспир, Пушкин и другие. Его неповторимое творчество является достоянием духовной культуры не только азербайджанского народа, но и всего человечества. Заметим, что известный исследователь творчества Низами, академик Рустам Алиев, проводивший сравнительный анализ его поэзии с рыцарско-куртуозными романами европейских писателей XI-XII вв., считал, что идейный уровень творений Низами в европейской литературе был достигнут лишь в XIX веке.
Величественная панорама творческой жизнедеятельности Низами Гянджеви завораживает светом разума и сердца непревзойденного азербайджанского интеллигента XII столетия, ставшего одним из ярких символов не только средневекового Азербайджанского Ренессанса, но и Мусульманского культурного Возрождения, несравненной парадигмой высококультурного, достойного человека своего времени, за несколько столетий вперед предвосхитившего многие выдающиеся идеи эпохи Возрождения и Просвещения в Европе.
Низами – обладатель божественного дарования, удивительно тонкого ума и, приобретен-ных упорным созидательным трудом, энциклопедических знаний. Благодаря своим способ-ностям и высоким нравственным качествам, неутомимой творческой деятельности, самосо-вершенствованию и патриотизму, великий гуманист стал незаменимым источником произ-водства и распространения культурных благ и мудростей жизни в азербайджанском общест-ве в XII веке. Замечательные произведения Низами Гянджеви появлялись на свет благодаря его выдающимся способностям, системному мышлению, обширным культурологическим знаниям, любви к народу и плодотворному труду, основанному на сравнительном анализе и обобщении работ многих известных ученых, мыслителей и поэтов. Они стали результатом высокой требовательности Низами к самому себе, как к творцу духовной культуры, творцу новых знаний, в процессе своего самосовершенствования проникающему в тайны мирозда-ния. Его мышление, культурные ценности, поэмы и художественный стиль служили пара-дигмой для многих деятелей культуры средневекового мусульманского Востока.
Низами - великий знаток человеческой души и законов развития внутреннего мира лич-ности, стремящейся к счастью. Его труды вне времени, их влияние на развитие духовной культуры и формирование высококультурных людей во всем мире трудно переоценить. Ма-гия слова Низами, отражавшая его высокую нравственность и энергию интеллектуальной культуры, не могла оставить равнодушным его современников: ни поэта, ни ученого, ни правителя, ни аристократа, ни бюрократа, ни военного, ни крестьянина. Она проникала в умы и сердца миллионов азербайджанцев – семей и молодежи, старшего поколения, женщин и детей, изменяя и совершенствуя их культуру к лучшему. Его личность и достижения и сегодня являются источником творческого вдохновения многих мыслителей, просветителей и поэтов во всем мире.
Правильность выбора сферы и формы созидательной деятельности Низами Гянджеви, осознавшего свое жизненное предназначение в служении развитию духовной культуры на-рода, подтверждается закономерностями и тенденциями развития современного мира. Сис-темный культурологический анализ исторических закономерностей развития цивилизации показывает, что спасение мира в высокой духовной культуре, которой во многом определя-ются ценности, цели развития и достижения общества, государства и всего человечества. Преобразующую роль духовной культуры в решении политических, социально-экономи-ческих и экологических проблем современности сегодня трудно переоценить. Являясь необ-ходимым инструментом качественной трансформации человека и окружающего его мира, она охватывает различные стороны человеческой жизнедеятельности, включая культуру мышления и поведения, культуру труда и производства, культуру семьи, самосовершенство-вания и управления. В ней воплощены способности и дарования людей, их знания и профес-сионализм, порядочность и гуманизм, патриотизм и человеческая солидарность, а также ре-зультаты интеллектуального труда, материализованные в экономической продукции.
Низами рассматривает природу как целостный, живой, взаимозависимый и неделимый организм, каждая часть которого выполняет свою функцию. И жизнеспособность этого орга-низма во многом зависит от духовной культуры людей, их знаний и нравственных качеств, сознания, поведения, ответственности перед обществом и будущими поколениями. Подобно природе и культура, как «вторая искусственная природа», созданная разумом, душой и тру-дом человека, является целостной социально системой, в рамках которой взаимодействуют различные области человеческой жизнедеятельности, каждая из которых имеет свою струк-туру, функции, энергию, вектор движения, результаты и преобразовательные возможности. Главной движущей силой и возобновляемым стратегическим ресурсом этой системы являет-ся человек. Руководствуясь пониманием этой истины, великий Низами, в социальных усло-виях феодальной культуры XII века, нацелил свою творческую деятельность на формирова-ние высокой нравственной и умственной культуры общества, на развитие высококультурных азербайджанцев, которых рассматривал как основу социального прогресса народа.
Величие Низами Гянджеви состоит, прежде всего, в том, что в условиях средневекового времени, в доступной малообразованным массам стихотворной форме, он передавал народу истины науки и нравственности, истории и религии, приобщая его к достижениям интеллек¬туальной и нравственной культуры, созданной человечеством.
В этот период истории рукописи книг хранились, главным образом, во дворцах, мечетях, в библиотеке Гянджи, в коллекциях богатых феодалов и в немногочисленных медресе. Из-за ограниченного количества и высокой стоимости, за редкими исключениями, они были мало-доступны для простого необразованного народа. В силу этого в условиях средневековья, с характерной для него малограмотностью населения и отсутствием книгопечатания, создан-ные в стихотворной, удобной для запоминания форме, произведения Низами служили бес-ценным источником аккультурации и инкультурации азербайджанского общества. Они по-могали простым людям совершенствовать свою духовную культуру, понимать свое предна-значение, задумываться над смыслом жизни, улучшать свои способности и качество жизне-деятельности.
Опираясь на свет и энергию Всевышнего, Низами видит предназначение своего творче-ства в том, чтобы «рассыпать перед людьми все россыпи разума». Он просит о даровании своей поэзии «божественного дыхания», о том, чтобы поэзия его «служила ключом, откры-вающим сложнейшие замки, раскрывала высокий смысл и дарила счастье людям». Великий мыслитель просит Всевышнего «даровать ему достойную Бога речь, оградить от дурных по-мыслов и недостойных дел, осветить душу своим светом и помочь словам служить благим заветам»!
Достаточно внимательно прочитать эти слова, чтобы оценить неизмеримую глубину ума и благородства души этой выдающейся личности, в которой воплощено множество замеча-тельных качеств, присущих высококультурным людям. Прогрессивность мысли Низами со-четается с непреодолимым стремлением к научным знаниям и творчеству. Наряду со спра-ведливостью, патриотизмом и служением своему народу, вы видим в нем приверженность общечеловеческим ценностям и принадлежность ко всему человечеству, как к единому социальному организму, древу, имеющему общие корни. В силу этого Низами Гянджеви являлся и остается в наших сердцах не только гражданином Азербайджана, но и «гражданином мира».
Низами Гянджеви рассматривает духовную культуру как знание, добро, развитие и бла-госостояние, а невежество – как зло, бедность и уязвимость. Исходя из этого, хорошо осоз-навая важность своей просветительской миссии для прогрес¬сивного преобра¬зования духов-ной культуры народа, он творил во имя утверж¬дения в азербайд¬жанском обществе ценностей знания и добра, исти¬ны и кра¬соты, любви и дружбы, благородства и мужества. Благодаря необыкно¬венному дарованию и мудрости, в процессе наблюдений и анализа явлений природы, событий человеческой жизни и истории человечества, Низами удава¬лось увидеть то, что до него не увидели другие, и создавать, таким образом, новые знания и блага культуры.
Как великий гуманист Низами последовательно выступал против сверхэгоизма и зла, как противоположных добру форм антигуманизма и антикультуры, имеющих опасный для общества разрушительный характер. Гениальный мастер мысли и слова видел высокое предназначение человека во всем мире в служении людям посредством добра, как неотъ-емлемой части духовной культуры.
Низами – обладатель божественного дарования, удивительно тонкого ума и, приобретен-ных упорным созидательным трудом, энциклопедических знаний. Благодаря своим способ-ностям и высоким нравственным качествам, неутомимой творческой деятельности, самосо-вершенствованию и патриотизму, великий гуманист стал незаменимым источником произ-водства и распространения культурных благ и мудростей жизни в азербайджанском общест-ве в XII веке. Замечательные произведения Низами Гянджеви появлялись на свет благодаря его выдающимся способностям, системному мышлению, обширным культурологическим знаниям, любви к народу и плодотворному труду, основанному на сравнительном анализе и обобщении работ многих известных ученых, мыслителей и поэтов. Они стали результатом высокой требовательности Низами к самому себе, как к творцу духовной культуры, творцу новых знаний, в процессе своего самосовершенствования проникающему в тайны мирозда-ния. Его мышление, культурные ценности, поэмы и художественный стиль служили пара-дигмой для многих деятелей культуры средневекового мусульманского Востока.
Низами - великий знаток человеческой души и законов развития внутреннего мира лич-ности, стремящейся к счастью. Его труды вне времени, их влияние на развитие духовной культуры и формирование высококультурных людей во всем мире трудно переоценить. Ма-гия слова Низами, отражавшая его высокую нравственность и энергию интеллектуальной культуры, не могла оставить равнодушным его современников: ни поэта, ни ученого, ни правителя, ни аристократа, ни бюрократа, ни военного, ни крестьянина. Она проникала в умы и сердца миллионов азербайджанцев – семей и молодежи, старшего поколения, женщин и детей, изменяя и совершенствуя их культуру к лучшему. Его личность и достижения и сегодня являются источником творческого вдохновения многих мыслителей, просветителей и поэтов во всем мире.
Правильность выбора сферы и формы созидательной деятельности Низами Гянджеви, осознавшего свое жизненное предназначение в служении развитию духовной культуры на-рода, подтверждается закономерностями и тенденциями развития современного мира. Сис-темный культурологический анализ исторических закономерностей развития цивилизации показывает, что спасение мира в высокой духовной культуре, которой во многом определя-ются ценности, цели развития и достижения общества, государства и всего человечества. Преобразующую роль духовной культуры в решении политических, социально-экономи-ческих и экологических проблем современности сегодня трудно переоценить. Являясь необ-ходимым инструментом качественной трансформации человека и окружающего его мира, она охватывает различные стороны человеческой жизнедеятельности, включая культуру мышления и поведения, культуру труда и производства, культуру семьи, самосовершенство-вания и управления. В ней воплощены способности и дарования людей, их знания и профес-сионализм, порядочность и гуманизм, патриотизм и человеческая солидарность, а также ре-зультаты интеллектуального труда, материализованные в экономической продукции.
Низами рассматривает природу как целостный, живой, взаимозависимый и неделимый организм, каждая часть которого выполняет свою функцию. И жизнеспособность этого орга-низма во многом зависит от духовной культуры людей, их знаний и нравственных качеств, сознания, поведения, ответственности перед обществом и будущими поколениями. Подобно природе и культура, как «вторая искусственная природа», созданная разумом, душой и тру-дом человека, является целостной социально системой, в рамках которой взаимодействуют различные области человеческой жизнедеятельности, каждая из которых имеет свою струк-туру, функции, энергию, вектор движения, результаты и преобразовательные возможности. Главной движущей силой и возобновляемым стратегическим ресурсом этой системы являет-ся человек. Руководствуясь пониманием этой истины, великий Низами, в социальных усло-виях феодальной культуры XII века, нацелил свою творческую деятельность на формирова-ние высокой нравственной и умственной культуры общества, на развитие высококультурных азербайджанцев, которых рассматривал как основу социального прогресса народа.
Величие Низами Гянджеви состоит, прежде всего, в том, что в условиях средневекового времени, в доступной малообразованным массам стихотворной форме, он передавал народу истины науки и нравственности, истории и религии, приобщая его к достижениям интеллек¬туальной и нравственной культуры, созданной человечеством.
В этот период истории рукописи книг хранились, главным образом, во дворцах, мечетях, в библиотеке Гянджи, в коллекциях богатых феодалов и в немногочисленных медресе. Из-за ограниченного количества и высокой стоимости, за редкими исключениями, они были мало-доступны для простого необразованного народа. В силу этого в условиях средневековья, с характерной для него малограмотностью населения и отсутствием книгопечатания, создан-ные в стихотворной, удобной для запоминания форме, произведения Низами служили бес-ценным источником аккультурации и инкультурации азербайджанского общества. Они по-могали простым людям совершенствовать свою духовную культуру, понимать свое предна-значение, задумываться над смыслом жизни, улучшать свои способности и качество жизне-деятельности.
Опираясь на свет и энергию Всевышнего, Низами видит предназначение своего творче-ства в том, чтобы «рассыпать перед людьми все россыпи разума». Он просит о даровании своей поэзии «божественного дыхания», о том, чтобы поэзия его «служила ключом, откры-вающим сложнейшие замки, раскрывала высокий смысл и дарила счастье людям». Великий мыслитель просит Всевышнего «даровать ему достойную Бога речь, оградить от дурных по-мыслов и недостойных дел, осветить душу своим светом и помочь словам служить благим заветам»!
Достаточно внимательно прочитать эти слова, чтобы оценить неизмеримую глубину ума и благородства души этой выдающейся личности, в которой воплощено множество замеча-тельных качеств, присущих высококультурным людям. Прогрессивность мысли Низами со-четается с непреодолимым стремлением к научным знаниям и творчеству. Наряду со спра-ведливостью, патриотизмом и служением своему народу, вы видим в нем приверженность общечеловеческим ценностям и принадлежность ко всему человечеству, как к единому социальному организму, древу, имеющему общие корни. В силу этого Низами Гянджеви являлся и остается в наших сердцах не только гражданином Азербайджана, но и «гражданином мира».
Низами Гянджеви рассматривает духовную культуру как знание, добро, развитие и бла-госостояние, а невежество – как зло, бедность и уязвимость. Исходя из этого, хорошо осоз-навая важность своей просветительской миссии для прогрес¬сивного преобра¬зования духов-ной культуры народа, он творил во имя утверж¬дения в азербайд¬жанском обществе ценностей знания и добра, исти¬ны и кра¬соты, любви и дружбы, благородства и мужества. Благодаря необыкно¬венному дарованию и мудрости, в процессе наблюдений и анализа явлений природы, событий человеческой жизни и истории человечества, Низами удава¬лось увидеть то, что до него не увидели другие, и создавать, таким образом, новые знания и блага культуры.
Как великий гуманист Низами последовательно выступал против сверхэгоизма и зла, как противоположных добру форм антигуманизма и антикультуры, имеющих опасный для общества разрушительный характер. Гениальный мастер мысли и слова видел высокое предназначение человека во всем мире в служении людям посредством добра, как неотъ-емлемой части духовной культуры.
«Ныне жить двояко можно: совершая зло
Или с чистою душою – одобряя зло»
«Мудрый, будь полезен людям, мир добром укрась,
Это – выше всех сокровищ и сильней, чем власть.
Будь открыт добру как роза! От твоих щедрот
Пусть всегда благоуханье по земле идет»
«Стань тем лучом, что согревает мир,
Свети как солнце, ласково лучась,
Твори добро, не оступаясь в грязь,
Стань как вода, земле необходим,
Даруя радость существам земным»
Или с чистою душою – одобряя зло»
«Мудрый, будь полезен людям, мир добром укрась,
Это – выше всех сокровищ и сильней, чем власть.
Будь открыт добру как роза! От твоих щедрот
Пусть всегда благоуханье по земле идет»
«Стань тем лучом, что согревает мир,
Свети как солнце, ласково лучась,
Твори добро, не оступаясь в грязь,
Стань как вода, земле необходим,
Даруя радость существам земным»
Оценке высокой нравственной миссии Низами помогают гениальные слова его соотече-ственника, выдающегося азербайджанского мыслителя и поэта XIX века Мирзы Шафи Вазе-ха:
"Добру и злу дано всегда сражаться,
И в вечной битве зло сильнее тем,
Что средства для добра не все годятся,
Меж тем, как зло не брезгует ничем".
И в вечной битве зло сильнее тем,
Что средства для добра не все годятся,
Меж тем, как зло не брезгует ничем".
Распространенными формами зла в современном мире являются такие человеческие «качества», как несправедливость, зависть, ложь, клевета и насилие. Как причина и следствие они взаимосвязаны с такими чертами и поступками людей как сверхэгоизм и невежество, лицемерие и равнодушие, подлость, предательство и другие. Можно ли назвать культурными людей, для которых характерны такие «качества»? Вряд ли. Хотя, в силу своей образованности, такие люди считаются цивильными, будучи далеки от гуманизма, человечности, живя под влиянием своего сверхэгоизма, они становятся опасной для общества деструктивной силой. Низами видел путь к победе Добра над Злом в содействии преодолению сверхэгоизма и невежества путем повсеместного развития высокой духовной культуры человека и общества. Исходя из этого, в своих произведениях он провозглашал такие ценности духовной культуры, как – гуманизм и знания, добросовестный труд, справедливость, совесть, героизм, честь, вера, приверженность истине и борьба за идеалы добра.
Как человек высокой гуманистической культуры, Низами жил не только для себя, но, прежде всего, для народа, непрерывно обогащая культуру своих сограждан новыми знания-ми, создаваемыми самоотверженным интеллектуальным трудом. Он внимательно изучал культурные архетипы человечества, античные и средневековые ценности и достижения раз-ных времен и народов, творчески используя их для селекции лучших форм и норм духовной культуры азербайджанского народа.
Как известно, бытие во многом определяет сознание. Это объясняет присутствие в при-дворной восточной поэзии XII века таких стереотипов как чрезмерное восхваление, искаже-ние действительности, ложь и неискренность, порожденных авторитарными условиями жиз-ни и особенностями феодальных обществ. Осуждая эти стереотипы и традиции, своими бес-смертными произведениями, Низами бросил вызов антиреалистическому искусству в поэзии, проложив путь к истине, новому мышлению и объективному изображению действительности, в целях изменения культуры общества к лучшему. Поэзия Низами носит жизнеутверждающий характер. Критически рассматривая особенности феодального общества, он считает что, воспитывая в себе чувство прекрасного и ценя «жизнь как прекрасный дар», вечность можно обрести культурой своей жизнедеятельности, трудом и достижениями на благо людей.
В отличие от более или менее известных мусульманских придворных поэтов и филосо-фов средневековья, в розовых тонах описывавших «жизнь царей», Низами создавал реали-стичные портреты простых азербайджанцев, отражавшие ценности, психологию, традиции, образ жизни, ментальные особенности, убеждения и мечты различных социальных категорий народа. Вместе с тем он формировал образы людей высокой культуры, образы жизни созидателей и героев, отлившиеся своими знаниями и нравственными качествами, на которые, как на идеал, стремились равняться его соотечественники. Судя по его произведениям, гуманистическим ценностям и мировоззренческим оценкам, Низами обладал системным культурологическим мышлением. Свои произведения он создавал на основе системного анализа наиболее ценных трудов ученых, мыслителей, философов и поэтов разных народов и эпох. При этом, описывая образы великих людей всех времен, «озарявших своими поучениями всех», он раскрывал ценность созидательной деятельности и универсальных научных знаний для развития человеческой культуры.
Бессмертные произведения Низами проникнуты глубокими культуроло¬гическими идея-ми, помогающими увидеть пути и новые возможности, ведущие к благополучию общества и счастью человека. Они отражают его гражданскую позицию в отношении культуры жизне-деятельности общества и культуры управления государством. Он анализирует не только ок-ружающую человека природу, но и сущность природы самого человека, психологию лично-сти, культуру человеческих, социальных и международных отношений, от которых во мно-гом зависит благополучие общества и счастье человека.
В своих поэмах Низами предстает приверженцем меритократической культуры и систе-мы воспитания и управления, концепция которой уходит своими корнями в конфуцианскую философию жизни. В целях достижения социаль¬ной гармонии и благополучия в азербай-джанском обществе, Низами призывает людей быть дос¬той¬ными и праведными гражданами, добросовестно трудиться на благо родины, а правителей – справедливо, по заслугам оцени-вать и вознаграждать труд своих подданных. Выступая против насилия, в защиту справедли-вости, в своих произведениях Низами прославляет мудрых, благородных и справедливых правителей, таких как Бахрам шах и Искандер. Поборник гуманизма, он тонкими намеками или открытой критикой зла призывает правителей к «просвещенному правлению», добру и человечности, правосудию и милосердию, предостерегая их от насилия, за которым следует неотвратимость возмездия за зло. При этом, руководствуясь принципами патрио¬тизма и ме-ритократической культуры, он советует и согражданам и правителям не только ценить зна-ния, но и самосовершенствоваться путем развития соб¬ствен¬ных знаний.
Как человек высокой гуманистической культуры, Низами жил не только для себя, но, прежде всего, для народа, непрерывно обогащая культуру своих сограждан новыми знания-ми, создаваемыми самоотверженным интеллектуальным трудом. Он внимательно изучал культурные архетипы человечества, античные и средневековые ценности и достижения раз-ных времен и народов, творчески используя их для селекции лучших форм и норм духовной культуры азербайджанского народа.
Как известно, бытие во многом определяет сознание. Это объясняет присутствие в при-дворной восточной поэзии XII века таких стереотипов как чрезмерное восхваление, искаже-ние действительности, ложь и неискренность, порожденных авторитарными условиями жиз-ни и особенностями феодальных обществ. Осуждая эти стереотипы и традиции, своими бес-смертными произведениями, Низами бросил вызов антиреалистическому искусству в поэзии, проложив путь к истине, новому мышлению и объективному изображению действительности, в целях изменения культуры общества к лучшему. Поэзия Низами носит жизнеутверждающий характер. Критически рассматривая особенности феодального общества, он считает что, воспитывая в себе чувство прекрасного и ценя «жизнь как прекрасный дар», вечность можно обрести культурой своей жизнедеятельности, трудом и достижениями на благо людей.
В отличие от более или менее известных мусульманских придворных поэтов и филосо-фов средневековья, в розовых тонах описывавших «жизнь царей», Низами создавал реали-стичные портреты простых азербайджанцев, отражавшие ценности, психологию, традиции, образ жизни, ментальные особенности, убеждения и мечты различных социальных категорий народа. Вместе с тем он формировал образы людей высокой культуры, образы жизни созидателей и героев, отлившиеся своими знаниями и нравственными качествами, на которые, как на идеал, стремились равняться его соотечественники. Судя по его произведениям, гуманистическим ценностям и мировоззренческим оценкам, Низами обладал системным культурологическим мышлением. Свои произведения он создавал на основе системного анализа наиболее ценных трудов ученых, мыслителей, философов и поэтов разных народов и эпох. При этом, описывая образы великих людей всех времен, «озарявших своими поучениями всех», он раскрывал ценность созидательной деятельности и универсальных научных знаний для развития человеческой культуры.
Бессмертные произведения Низами проникнуты глубокими культуроло¬гическими идея-ми, помогающими увидеть пути и новые возможности, ведущие к благополучию общества и счастью человека. Они отражают его гражданскую позицию в отношении культуры жизне-деятельности общества и культуры управления государством. Он анализирует не только ок-ружающую человека природу, но и сущность природы самого человека, психологию лично-сти, культуру человеческих, социальных и международных отношений, от которых во мно-гом зависит благополучие общества и счастье человека.
В своих поэмах Низами предстает приверженцем меритократической культуры и систе-мы воспитания и управления, концепция которой уходит своими корнями в конфуцианскую философию жизни. В целях достижения социаль¬ной гармонии и благополучия в азербай-джанском обществе, Низами призывает людей быть дос¬той¬ными и праведными гражданами, добросовестно трудиться на благо родины, а правителей – справедливо, по заслугам оцени-вать и вознаграждать труд своих подданных. Выступая против насилия, в защиту справедли-вости, в своих произведениях Низами прославляет мудрых, благородных и справедливых правителей, таких как Бахрам шах и Искандер. Поборник гуманизма, он тонкими намеками или открытой критикой зла призывает правителей к «просвещенному правлению», добру и человечности, правосудию и милосердию, предостерегая их от насилия, за которым следует неотвратимость возмездия за зло. При этом, руководствуясь принципами патрио¬тизма и ме-ритократической культуры, он советует и согражданам и правителям не только ценить зна-ния, но и самосовершенствоваться путем развития соб¬ствен¬ных знаний.
«Видит далеко, кто знанием наделен средь нас».
«Только знанье - друг надежный, охранитель наш,
Разрешитель всех сплетений неусыпный страж»
«Слагать стихи почетно, но верней,
К науке склонность, больше пользы в ней,
Пророк учил, пусть каждый мысль поймет:
Себя познавший – бога познает».
«Ясность мысли моей - от источников знанья.
Все науки познав, я добился признанья»
«Там, где ценится знанье, - недремное счастье
Тотчас в звездах правителя примет участье»
«Только знанье - друг надежный, охранитель наш,
Разрешитель всех сплетений неусыпный страж»
«Слагать стихи почетно, но верней,
К науке склонность, больше пользы в ней,
Пророк учил, пусть каждый мысль поймет:
Себя познавший – бога познает».
«Ясность мысли моей - от источников знанья.
Все науки познав, я добился признанья»
«Там, где ценится знанье, - недремное счастье
Тотчас в звездах правителя примет участье»
Воспевая идеалы научного знания, при помощи которых человек мог достигнуть славы и счастья, Низами призывал к занятиям наукой и своего сына.
«За науки, мой сын! Высшей ценности камень
Только после граненья проявит свой пламень»
«Все страстные слова – нужны ли нам они?
Рукою властною, о сын мой, зачеркни.
И на науке ты свое воздвигни знамя.
В науке – о мой сын! – божественное пламя».
Только после граненья проявит свой пламень»
«Все страстные слова – нужны ли нам они?
Рукою властною, о сын мой, зачеркни.
И на науке ты свое воздвигни знамя.
В науке – о мой сын! – божественное пламя».
При этом Низами рассматривает разум и знание как позитивные преимущества лишь в неразрывном единстве с добротой, гуманизмом, нравственными качествами человека.
«Разум – главный наш помощник, наш защитник он.
Муж разумный всем богатством мира наделен.
Кто от разума и мысли духом отвращен –
Человек он по обличью, див по сути он»
«Люди разума подобны ангелам с небес
Дар провидения дан им – чудо из чудес…
Но и доброе деянье вряд ли будет впрок
Если делом поглощенный человек жесток»
Муж разумный всем богатством мира наделен.
Кто от разума и мысли духом отвращен –
Человек он по обличью, див по сути он»
«Люди разума подобны ангелам с небес
Дар провидения дан им – чудо из чудес…
Но и доброе деянье вряд ли будет впрок
Если делом поглощенный человек жесток»
Мудрость нравственной позиции Низами очевидна ибо, как показывает история, побе-дить зло невозможно ни правом силы, ни силой права, а только силой света и энергией высокой духовной культуры, позитивно меняющей ценности, убеждения, сознание и поведение человека. Спасение мира в высокой духовной культуре, которой во многом определяются ценности, цели развития и достижения общества, государства и всего человечества. Являясь необходимым инструментом качественного преобразования человека и окружающего его мира, она воплощает в себе способности и дарования людей, их знания и профессионализм, порядочность и гуманизм, патриотизм и человеческую солидарность, а также результаты интеллектуального труда, материализованные в экономической продукции.
Как великий творец культуры, Низами сыграл важную инновационную роль в культуро-генезе азербайджанского народа, создав предпосылки для посте¬пенного перехода от ценно-стей феодальной культуры - к ценностям знания и гуманизма, в какой-то мере предвосхи-тившим процессы Возрождения и Нового времени в Европе. Его созидательная деятельность и бессмертные произ¬ведения – это проявление любви к азербайджанскому народу и всему чело¬вечеству. Обратив взор на человека, его внутренний мир, систему цен¬ностей, цели и технологии жизнедеятельности, он стремился способ¬ство¬вать развитию культуры разума и культуры души своих современников, чтобы помочь им обрести счастье в жизни.
Важную роль в формировании культурогенеза народа и развитии высококультурных азербайджанцев Низами отводил женщине, занимающей почетное место в его поэмах. Ана-лизируя закономерности и потребности развития средневекового общества, Низами последовательно выступал за расширение прав азербайджанских женщин, считал правление мудрых и благородных женщин благоденствием для общества. Он прекрасно понимал, что бесправная и необразованная женщина не может должным образом воспитывать и образовывать своих детей, как полноценных личностей, обладающих культурными качествами, необходимыми для достойной жизни и правильного решения жизненных проблем.
Таким образом, произведения Низами формируют убежденность в том, что достижи-мость человеческого счастья возможна не только на небесах, но и на земле, если человек ра-зумно и с любовью будет относиться к окружающему его миру. Важным условием этого яв-ляется воспитание в обществе высококуль¬турных, достойных граждан, обладающих добрым нравом и научными знаниями. Эти люди, посвящающие себя и свой труд служению общест-ву, являются основным богатством каждой страны и всего человечества.
Не может не восхищать совершенством мысли «Вступление» Низами к поэме «Хосров и Ширин», в котором, обращаясь к Творцу, Низами говорит:
Как великий творец культуры, Низами сыграл важную инновационную роль в культуро-генезе азербайджанского народа, создав предпосылки для посте¬пенного перехода от ценно-стей феодальной культуры - к ценностям знания и гуманизма, в какой-то мере предвосхи-тившим процессы Возрождения и Нового времени в Европе. Его созидательная деятельность и бессмертные произ¬ведения – это проявление любви к азербайджанскому народу и всему чело¬вечеству. Обратив взор на человека, его внутренний мир, систему цен¬ностей, цели и технологии жизнедеятельности, он стремился способ¬ство¬вать развитию культуры разума и культуры души своих современников, чтобы помочь им обрести счастье в жизни.
Важную роль в формировании культурогенеза народа и развитии высококультурных азербайджанцев Низами отводил женщине, занимающей почетное место в его поэмах. Ана-лизируя закономерности и потребности развития средневекового общества, Низами последовательно выступал за расширение прав азербайджанских женщин, считал правление мудрых и благородных женщин благоденствием для общества. Он прекрасно понимал, что бесправная и необразованная женщина не может должным образом воспитывать и образовывать своих детей, как полноценных личностей, обладающих культурными качествами, необходимыми для достойной жизни и правильного решения жизненных проблем.
Таким образом, произведения Низами формируют убежденность в том, что достижи-мость человеческого счастья возможна не только на небесах, но и на земле, если человек ра-зумно и с любовью будет относиться к окружающему его миру. Важным условием этого яв-ляется воспитание в обществе высококуль¬турных, достойных граждан, обладающих добрым нравом и научными знаниями. Эти люди, посвящающие себя и свой труд служению общест-ву, являются основным богатством каждой страны и всего человечества.
Не может не восхищать совершенством мысли «Вступление» Низами к поэме «Хосров и Ширин», в котором, обращаясь к Творцу, Низами говорит:
«Всевнемлющий творец, ты мне вожатым будь,
К добру и к истине яви мне верный путь»
Великий азербайджанский мыслитель прекрасно понимал что, зависящая от правильного воспитания в семье и системы ценностей общества нравственная культура человека, – это лишь одно крыло духовной культуры, которую образно можно предста¬вить в виде птицы. Для того чтобы птица могла лететь к избранной цели, необходимо также гармонично развивать другое крыло - интеллектуальную культуру, источником которой являются наука, образование и просвещение. Только сбалансированное действие двух крыльев культуры может обеспечить успешность ее прогрессивной преобразовательной миссии в обществе. Вот почему в его произведениях мы видим не только воспитание высоких нравст¬вен¬ных ценностей, но и попытки на собственном примере формировать любовь к самообразованию, познанию достижений науки, способствующей росту интеллектуальной культуры азербайджанцев, необходимой для развития высокой духовной культуры общества.
«Не беспечно я жил. Вспомнят все обо мне.
Я ведь думал не только о пище и сне.
Я спокойно не спал ни единою ночью,
Если днем сад познанья не видел воочию»
«Не боясь труда с рассветом свой калам бери
И сокровищницы двери людям отвори!»
Я ведь думал не только о пище и сне.
Я спокойно не спал ни единою ночью,
Если днем сад познанья не видел воочию»
«Не боясь труда с рассветом свой калам бери
И сокровищницы двери людям отвори!»
Низами убежден, что высокая духовная культура, созидательный труд и служение наро-ду способствуют превращению человека в частицу божест¬венной субстанции, приобщают его к вечности.
«Разум и душа, единством истинным дыша,
Побеждают; вечно живы разум и душа.
И они стремятся оба слиться с божеством,
Если ими обладаешь, усомнишься ль в нем?»
Побеждают; вечно живы разум и душа.
И они стремятся оба слиться с божеством,
Если ими обладаешь, усомнишься ль в нем?»
При этом изучение законов развития мироздания было для Низами не самоцелью, а не-обходимым источником для развития и распространения научных знаний в целях просвеще-ния народа. В основе его созидательного труда лежала мотивация, обусловленная понимани-ем потребности в социальных трансформациях, нацеленных на совершенствование форм и норм национальной культуры, ответственностью за прогрессивное преобразование духовной культуры народа путем развития интеллектуальной и нравственной культуры своих соотечественников.
Пожалуй, величайшей заслугой Низами является то что, воспевая лучшие образы чело-веческого характера, предлагая модели его поведения в средневе¬ковом обществе, Низами сформировал в сознании своих современников собира¬тельный портрет достойной, высоко-культурной личности, и определил крите¬рии оценки ее качеств. Наряду с уже названными выше качествами, прежде всего, высокой нравственностью и интеллектуальной культурой, это также - твердая воля, человеческая солидарность и ответственность перед народом и бу-дущим страны. Таким образом, с присущей ему мудростью и патриотизмом, своей творче-ской деятельностью Низами способствовал формированию культуры азербайджанцев, со-четающей в себе научные знания, национальный дух и общечеловеческие ценности, опреде-лившей характерные черты нашего народа на столетия вперед. В своей совокупности это основные индикаторы высококультурной личности, имеющие общечеловеческий характер, не потерявшие свою актуальность в наши дни.
Пожалуй, величайшей заслугой Низами является то что, воспевая лучшие образы чело-веческого характера, предлагая модели его поведения в средневе¬ковом обществе, Низами сформировал в сознании своих современников собира¬тельный портрет достойной, высоко-культурной личности, и определил крите¬рии оценки ее качеств. Наряду с уже названными выше качествами, прежде всего, высокой нравственностью и интеллектуальной культурой, это также - твердая воля, человеческая солидарность и ответственность перед народом и бу-дущим страны. Таким образом, с присущей ему мудростью и патриотизмом, своей творче-ской деятельностью Низами способствовал формированию культуры азербайджанцев, со-четающей в себе научные знания, национальный дух и общечеловеческие ценности, опреде-лившей характерные черты нашего народа на столетия вперед. В своей совокупности это основные индикаторы высококультурной личности, имеющие общечеловеческий характер, не потерявшие свою актуальность в наши дни.
Одной из выдающихся заслуг Низами Гянджеви пред мировой культурой было и то, что своим гуманистическим творчеством, распространявшим высокие нравственные ценности, он способствовал взаимопониманию, духов¬ному сближению и гармонизации культур разных народов.
Гуманистический подход к человеческому развитию и мудрая нравственная позиция Низами чрезвычайно актуальны и сегодня, в условиях цивилиза¬ционного кризиса, сопровождающегося невежеством одних и сверхэгоизмом других людей, девальвацией ценностей нравственной культуры, использова¬нием двойных стандартов, нарушением прав человека, различными формами насилия.
Как носитель и творец высокой духовной культуры Низами Гянджеви живет среди нас и сегодня. Он был и остается одним из самых выдающихся созда¬телей памятников азербай-джанской и мировой нематериальной культуры, имею¬щих непреходящую ценность. Его труды и сегодня вдохновляют все новые и новые поколения азербайджанского народа и всего миролюбивого человечества на творческие и трудовые подвиги во имя развития духовной культуры, истинной любви, добра, справедливости, достойной жизни и счастья на Земле.
Широкое изучение и распространение в мировой культуре творческого наследия Низами, практическое использование его гениальных идей, призывов и мудрых изречений является одним из важных условий формирования высококультурных людей, обладающих качествами, необходимых для устойчивого, энклюзивного и безопасного развития общества в условиях глобализации. Оно открывает возможности правильного видения путей и методов совершенствования культуры человеческих и международных отношений, а также решения многих актуальных проблем, обеспечивающих гуманитарную безопасность человечества. Более глубокая социализация моло¬дежи разных стран на основе ценностей высокой духовной культуры будет способствовать воспитанию человеческой преданности граждан своей родине, семье, друзьям и любимым людям, а также формированию международной культурной идентичности и человеческой солидарности, необходимых для диалога культур, взаимопонимания, мира и плодотворного сотрудничества.
Анализ объективно-исторических факторов развития духовной культуры в контексте творческого наследия Низами показывает, что определяющим условием формирования и развития высококультурных людей является социальная среда общества, состоящая из куль-туры семьи, культуры трудовых коллективов и культуры самого общества. Социальная среда оказывает большое влияние на характер и психологию людей, их врожденные культурные качества. Приобретенные человеком под воздействием социальной среды черты со временем переходят на уровень генетического кода культуры, изменяя его в ту или иную сторону. Вот почему, начиная с детских лет, столь важно обеспечить приоритетное развитие интеллекту-альной и этической культуры в обществе. Опираясь на достижения науки о культуре, важно обеспечить качественное культурологическое образование и просвещение людей, от которых во многом зависит развитие человеческого капитала общества – политиков, воспитателей дошкольных учреждений, школьных учителей и преподавателей вузов, государственных служащих и журналистов, родителей и детей, молодежи и старшего поколения.
В формировании Низами, как высококультурной личности важную роль сыграли при-родно-географические условия, врожденные культурные качества, благоприятная социальная среда в семье и городе Гяндже, культурный обмен и историческая обстановка. Успеху его творческой и просветительской деятельности во многом способствовали божественная одаренность, универсальные знания, высокая оценка и моральная поддержка со стороны народа, благосклонное отношение правителей. Родившись в культурной и знатной семье, Низами получил блестящее для своего времени универсальное образование на основе комплекса дисциплин «адаб». В процессе своего обучения он изучал не только поэтику, стихосложение и мусульманское право, но также историю, географию, логику, арифметику, алгебру, высшую математику, геометрию, астрономии, медицину, химию, минералогию и другие дисциплины своего времени, способствовавшие формированию энциклопедичности его знаний. Благодаря непрерывной работе над собой, целеустремленности и воле, пытливый ум Низами был обогащен достижениями античной и средневековой науки, служивших достоянием разных народов. Шаг за шагом, постигая тайны природы и общества, он стал азербайджанской кладезью универсальных культурологических знаний, выработанных человечеством к XII веку.
Таким образом, выдающийся азербайджанский мыслитель вырос и сформировался, как интеллигентная личность и мудрец, благодаря постоянному самообразованию и самосовер-шенствованию, глубокому изучению трудов ученых, философов и поэтов Востока и Запада, хранившихся в богатой библиотеке Гянджи. Большую роль в его становлении сыграло обще-ние с мудрыми людьми – учеными, писателями, поэтами и зодчими, а также добросовестный творческий труд, незаурядная способность видеть и извлекать жемчужины знаний и уроки мудрости из опыта развития природы и общества. При этом изучение законов развития мироздания было для Низами не самоцелью, а необходимым источником для самосовершенствования и распространения научных знаний в целях просвещения народа.
Наряду с высоким профессионализмом и культурой ответственности перед своим наро-дом, немаловажную роль в достижениях Низами сыграла историческая обстановка, требо-вавшая прогрессивных культурных трансформаций, обусловленных особенностями Мусуль-манского ренессанса и распространением идей суфизма. Важным источником знаний и са-моразвития для Низами служили беседы с представителями разных национальностей, жив-ших в Гяндже с ее высокой городской культурой. При этом результаты наблюдений и анали-за опыта, особенностей и закономерностей развития духовной культуры, отражавшие науч-ные истины, Низами нередко вкладывал в уста известных ученых и мыслителей античного периода. Это позволяло, с одной стороны актуализировать наследие великих античных авто-ров, практически используя их достижения для развития своих современников, а с другой – проводить с их помощью своеобразную культурологическую экспертизу собственных на-блюдений, инновационных идей, открытий разума и мудрых мыслей, создавая, таким обра-зом, новые знания, необходимые для развития культуры средневекового азербайджанского общества.
Практическое воплощение жизнеспособных культуротворческих идей Низами Гянджеви о ведущей роли культуры в человеческом развитии, содержащихся в богатом наследии вели-кого азербайджанского мыслителя, сегодня нетрудно увидеть и в современном мире. Они находят отражение в различных сферах духовной культуры человечества, в жизнедеятельно-сти людей, а также в сфере международного управления развитием духовной культуры как креативной силы мировой цивилизации, охватывающего деятельность ООН и ЮНЕСКО.
Так, исходя из определяющей роли культуры в человеческом развитии, ООН и ЮНЕ-СКО, начиная с 1986 года, был принят ряд важных резолюций, посвященных социально-культурному развитию человечества, культуре человеческих и международных отношений. В 1982 году в Мексике была проведена Всемирная конференция по политике в области культуры (МОНДИАКУЛЬТ, Мехико, 1982 год), В 1988–1997 годах было проведено Всемирное десятилетие развития культуры, в 2001–2010 годах - Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Проходившее в 1988–1997 под эгидой ООН и ЮНЕСКО Всемирное десятилетие разви-тия культуры обнаружило понимание необходимости рассматривать культуру и человече-ские ценности, в качестве основы и главных критериев развития. Оно наце¬лило народы мира на гуманизацию науки и образования, повышение уровня интеллектуального, этического и эстетического развития человека, на сокращение разрыва между научно-технической и гуманистической, народной и академической культурами. Вслед за этим, в 1998 году в Стокгольме была проведена Межправительственная конференция по политике в области культуры в целях развития, в соответствии с которой в 1999 году в Бергене состоялся Международный форум по культурной политике.
В сотрудничестве с различными государствами, международными организациями и культурными элитами разных стран ЮНЕСКО и в настоящее время осуществляет плодо-творную деятельность, направленную на развитие духовной культуры человечества, сохра-нение культурного разнообразия и сближение культур в целях устойчивого развития мирового сообщества.
Извлеченные из тайников мудрости великого Низами реалии жизни и закономерности человеческого развития, необходимо учитывать сегодня в процессах совершенствования культуры человеческой жизнедеятельности и государственной политики в области управле-ния развитием культуры. Исходя из этого, позволю себе предложить международные куль-турологические постулаты и механизмы, необходимые для развития человеческого капитала общества и формирования высококультурных людей. На мой взгляд, эти принципы и техно-логии могут оказаться полезными не только с точки зрения национальных интересов Азер-байджанской Республики, но также и для совершенствования и гуманизации мировой циви-лизации в целом.
Системный культурологический анализ творчества Низами Гянджеви в контексте реа-лий, потребностей развития и вызовов мировой цивилизации показывает целесообразность установления ООН и ЮНЕСКО следующих международных культурологических постула-тов безопасного развития человечества:
Гуманистический подход к человеческому развитию и мудрая нравственная позиция Низами чрезвычайно актуальны и сегодня, в условиях цивилиза¬ционного кризиса, сопровождающегося невежеством одних и сверхэгоизмом других людей, девальвацией ценностей нравственной культуры, использова¬нием двойных стандартов, нарушением прав человека, различными формами насилия.
Как носитель и творец высокой духовной культуры Низами Гянджеви живет среди нас и сегодня. Он был и остается одним из самых выдающихся созда¬телей памятников азербай-джанской и мировой нематериальной культуры, имею¬щих непреходящую ценность. Его труды и сегодня вдохновляют все новые и новые поколения азербайджанского народа и всего миролюбивого человечества на творческие и трудовые подвиги во имя развития духовной культуры, истинной любви, добра, справедливости, достойной жизни и счастья на Земле.
Широкое изучение и распространение в мировой культуре творческого наследия Низами, практическое использование его гениальных идей, призывов и мудрых изречений является одним из важных условий формирования высококультурных людей, обладающих качествами, необходимых для устойчивого, энклюзивного и безопасного развития общества в условиях глобализации. Оно открывает возможности правильного видения путей и методов совершенствования культуры человеческих и международных отношений, а также решения многих актуальных проблем, обеспечивающих гуманитарную безопасность человечества. Более глубокая социализация моло¬дежи разных стран на основе ценностей высокой духовной культуры будет способствовать воспитанию человеческой преданности граждан своей родине, семье, друзьям и любимым людям, а также формированию международной культурной идентичности и человеческой солидарности, необходимых для диалога культур, взаимопонимания, мира и плодотворного сотрудничества.
Анализ объективно-исторических факторов развития духовной культуры в контексте творческого наследия Низами показывает, что определяющим условием формирования и развития высококультурных людей является социальная среда общества, состоящая из куль-туры семьи, культуры трудовых коллективов и культуры самого общества. Социальная среда оказывает большое влияние на характер и психологию людей, их врожденные культурные качества. Приобретенные человеком под воздействием социальной среды черты со временем переходят на уровень генетического кода культуры, изменяя его в ту или иную сторону. Вот почему, начиная с детских лет, столь важно обеспечить приоритетное развитие интеллекту-альной и этической культуры в обществе. Опираясь на достижения науки о культуре, важно обеспечить качественное культурологическое образование и просвещение людей, от которых во многом зависит развитие человеческого капитала общества – политиков, воспитателей дошкольных учреждений, школьных учителей и преподавателей вузов, государственных служащих и журналистов, родителей и детей, молодежи и старшего поколения.
В формировании Низами, как высококультурной личности важную роль сыграли при-родно-географические условия, врожденные культурные качества, благоприятная социальная среда в семье и городе Гяндже, культурный обмен и историческая обстановка. Успеху его творческой и просветительской деятельности во многом способствовали божественная одаренность, универсальные знания, высокая оценка и моральная поддержка со стороны народа, благосклонное отношение правителей. Родившись в культурной и знатной семье, Низами получил блестящее для своего времени универсальное образование на основе комплекса дисциплин «адаб». В процессе своего обучения он изучал не только поэтику, стихосложение и мусульманское право, но также историю, географию, логику, арифметику, алгебру, высшую математику, геометрию, астрономии, медицину, химию, минералогию и другие дисциплины своего времени, способствовавшие формированию энциклопедичности его знаний. Благодаря непрерывной работе над собой, целеустремленности и воле, пытливый ум Низами был обогащен достижениями античной и средневековой науки, служивших достоянием разных народов. Шаг за шагом, постигая тайны природы и общества, он стал азербайджанской кладезью универсальных культурологических знаний, выработанных человечеством к XII веку.
Таким образом, выдающийся азербайджанский мыслитель вырос и сформировался, как интеллигентная личность и мудрец, благодаря постоянному самообразованию и самосовер-шенствованию, глубокому изучению трудов ученых, философов и поэтов Востока и Запада, хранившихся в богатой библиотеке Гянджи. Большую роль в его становлении сыграло обще-ние с мудрыми людьми – учеными, писателями, поэтами и зодчими, а также добросовестный творческий труд, незаурядная способность видеть и извлекать жемчужины знаний и уроки мудрости из опыта развития природы и общества. При этом изучение законов развития мироздания было для Низами не самоцелью, а необходимым источником для самосовершенствования и распространения научных знаний в целях просвещения народа.
Наряду с высоким профессионализмом и культурой ответственности перед своим наро-дом, немаловажную роль в достижениях Низами сыграла историческая обстановка, требо-вавшая прогрессивных культурных трансформаций, обусловленных особенностями Мусуль-манского ренессанса и распространением идей суфизма. Важным источником знаний и са-моразвития для Низами служили беседы с представителями разных национальностей, жив-ших в Гяндже с ее высокой городской культурой. При этом результаты наблюдений и анали-за опыта, особенностей и закономерностей развития духовной культуры, отражавшие науч-ные истины, Низами нередко вкладывал в уста известных ученых и мыслителей античного периода. Это позволяло, с одной стороны актуализировать наследие великих античных авто-ров, практически используя их достижения для развития своих современников, а с другой – проводить с их помощью своеобразную культурологическую экспертизу собственных на-блюдений, инновационных идей, открытий разума и мудрых мыслей, создавая, таким обра-зом, новые знания, необходимые для развития культуры средневекового азербайджанского общества.
Практическое воплощение жизнеспособных культуротворческих идей Низами Гянджеви о ведущей роли культуры в человеческом развитии, содержащихся в богатом наследии вели-кого азербайджанского мыслителя, сегодня нетрудно увидеть и в современном мире. Они находят отражение в различных сферах духовной культуры человечества, в жизнедеятельно-сти людей, а также в сфере международного управления развитием духовной культуры как креативной силы мировой цивилизации, охватывающего деятельность ООН и ЮНЕСКО.
Так, исходя из определяющей роли культуры в человеческом развитии, ООН и ЮНЕ-СКО, начиная с 1986 года, был принят ряд важных резолюций, посвященных социально-культурному развитию человечества, культуре человеческих и международных отношений. В 1982 году в Мексике была проведена Всемирная конференция по политике в области культуры (МОНДИАКУЛЬТ, Мехико, 1982 год), В 1988–1997 годах было проведено Всемирное десятилетие развития культуры, в 2001–2010 годах - Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Проходившее в 1988–1997 под эгидой ООН и ЮНЕСКО Всемирное десятилетие разви-тия культуры обнаружило понимание необходимости рассматривать культуру и человече-ские ценности, в качестве основы и главных критериев развития. Оно наце¬лило народы мира на гуманизацию науки и образования, повышение уровня интеллектуального, этического и эстетического развития человека, на сокращение разрыва между научно-технической и гуманистической, народной и академической культурами. Вслед за этим, в 1998 году в Стокгольме была проведена Межправительственная конференция по политике в области культуры в целях развития, в соответствии с которой в 1999 году в Бергене состоялся Международный форум по культурной политике.
В сотрудничестве с различными государствами, международными организациями и культурными элитами разных стран ЮНЕСКО и в настоящее время осуществляет плодо-творную деятельность, направленную на развитие духовной культуры человечества, сохра-нение культурного разнообразия и сближение культур в целях устойчивого развития мирового сообщества.
Извлеченные из тайников мудрости великого Низами реалии жизни и закономерности человеческого развития, необходимо учитывать сегодня в процессах совершенствования культуры человеческой жизнедеятельности и государственной политики в области управле-ния развитием культуры. Исходя из этого, позволю себе предложить международные куль-турологические постулаты и механизмы, необходимые для развития человеческого капитала общества и формирования высококультурных людей. На мой взгляд, эти принципы и техно-логии могут оказаться полезными не только с точки зрения национальных интересов Азер-байджанской Республики, но также и для совершенствования и гуманизации мировой циви-лизации в целом.
Системный культурологический анализ творчества Низами Гянджеви в контексте реа-лий, потребностей развития и вызовов мировой цивилизации показывает целесообразность установления ООН и ЮНЕСКО следующих международных культурологических постула-тов безопасного развития человечества:
1. Культура спасет мир, если мир защитит культуру.
2. Стратегическим возобновляемым ресурсом национального и глобального разви-тия является высококультурный человек.
3. Незаменимое значение для устойчивого и безопасного развития современных об-ществ имеет наука о культуре - культурология.
Эффективными социальными и индивидуальными инструментами и источниками фор-мирования, развития и самосовершенствования высококультурного человека могут слу-жить:
1. Наука, образование, просвещение и воспитание.
2. Самообразование, самопознание, самовоспитание и самоуправление.
3. Книги, произведения искусства и другие источники.
4. Лекции, семинары, конференции, тренинги и мастер-классы.
5. Общение с мудрыми людьми.
6. Наблюдения за жизнью природы и жизнедеятельностью общества.
Практическому применению международных культурологических постулатов в качест-ве принципов развития мировой культуры и цивилизации на национальном и глобальном уровнях может помочь:
1. Введение ЮНЕСКО в различных странах мира дополнительного культурологиче-ского образования, просвещения и воспитания.
2. Осуществление культурологических реформ, основанных на правильном понима-нии культуры как целостной социальной системы, и обусловленных потребностя-ми и вызовами времени.
3. Создание под эгидой ЮНЕСКО Международной Ассоциации культурологов и учреждение Международного Дня культуролога, как механизмов расширения ме-ждународного сотрудни¬чества в области развития духовной культуры.
Резюме: В статье дается культурологический портрет гениального азербайджанского мыслителя и гуманиста Низами Гянджеви, раскрываются его заслуги как великого творца нравственной и интеллектуальной культуры. Показана роль Низами в формировании высококультурных азербайджанцев, отмечено его значение как незаменимого источника производства и распространения культурных благ и мудростей жизни в азербайджанском обществе в XII веке, как парадигмы для многих деятелей культуры средневекового мусульманского Востока, не утратившей своего значения и в наши дни.
На основе системного анализа жизнедеятельности Низами сформулированы междуна-родные культурологические постулаты безопасного развития человечества и даны механиз-мы их практического применения, включающие дополнительное культурологическое обра-зование и просвещение, а также культурологические реформы, отвечающие потребностям времени.