Магомаев Муслим Магометович
Мусли́м Магоме́тович (Магоме́т оглы́) Магома́ев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev; советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), актёр, композитор. Народный артист СССР (1973)
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать — Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка.
Муслим Магомаев, середина 1940-х годов
Дед по отцу — Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери, Айшет Ахмедовны, Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно. В документах Магомед Магомаев — азербайджанец по национальности. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Муслима есть брат Юрий и сестра Татьяна.
После войны Муслим, рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева. Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории, виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришелся, кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике». Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген (закончил в 1959 году).
По признанию самого Магомаева, в школе он был исключён из пионеров и не вступал в комсомол.
Творческая деятельность
Муслим Магомаев в 60-х годах
Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры Бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против его ранних выступлений из-за риска потерять голос. Однако он сам решил, что его голос уже сформировался и потеря ему не грозит.
В 1961 году дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года.
Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского.
В 1963 году стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжал выступать на концертной эстраде.
В 1964—1965 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).
В 1960-е годы выступал в крупнейших городах Советского Союза, в спектаклях «Тоска» Дж. Пуччини и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что он выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако он предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников (в первую очередь — дядю) в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой его вины, и он расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее, Министерство культуры СССР запретило ему выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, он сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала певца закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.
В 1973 году, в возрасте 31 года, получил звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР (29.04.1971). В этом же году он принял участие в озвучке мультфильма «По следам бременских музыкантов», исполнив партии Трубадура, Сыщика и Атаманши.
В 1974 году представлял СССР на престижном телевизионном фестивале Tokyo Music Festival в Японии.
С 1975 по 1989 год был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами[21]. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
Гастролировал за рубежом (Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.).
В концертном репертуаре певца было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Он автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу о нём.
В 1997 году в его честь именем 4980 Magomaev был назван один из астероидов, известный астрономам под кодом 1974 SP1.
Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку с поклонниками через свой веб-сайт. По поводу прекращения выступлений говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.
Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР.
Одной из последних его песен стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Смерть и похороны
Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали певца и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магометовичем Магомаевым. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.
Семья
Родители: Магомет Магомаев (1916—1945), Айшет Магомаева (1921—2003).
Первая жена — Офелия Велиева (1960—1963 годы) (род. 1940), была однокурсницей по Бакинскому музыкальному училищу. От этого брака у Магомаева есть дочь — Марина. Отец Офелии, Шамсаддин Вели оглы Велиев, был учёный-химик и работал в Академии наук. Марина живёт в США, в Цинциннати вместе с семьёй — мужем Аликом (Александром) Козловским, сыном близкого друга Магомаева Геннадия Козловского, и сыном Алленом Максвелом.
Вторая жена — Тамара Ильинична Синявская (род. 1943), певица, народная артистка СССР (1982), их роман начался в Баку осенью 1972 года, поженились 19 декабря 1974 года в Москве. Регистрацию брака двух оперных исполнителей организовал художник Таир Салахов.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать — Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка.
Муслим Магомаев, середина 1940-х годов
Дед по отцу — Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери, Айшет Ахмедовны, Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно. В документах Магомед Магомаев — азербайджанец по национальности. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Муслима есть брат Юрий и сестра Татьяна.
После войны Муслим, рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева. Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории, виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришелся, кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике». Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген (закончил в 1959 году).
По признанию самого Магомаева, в школе он был исключён из пионеров и не вступал в комсомол.
Творческая деятельность
Муслим Магомаев в 60-х годах
Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры Бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против его ранних выступлений из-за риска потерять голос. Однако он сам решил, что его голос уже сформировался и потеря ему не грозит.
В 1961 году дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года.
Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского.
В 1963 году стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжал выступать на концертной эстраде.
В 1964—1965 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).
В 1960-е годы выступал в крупнейших городах Советского Союза, в спектаклях «Тоска» Дж. Пуччини и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что он выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако он предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников (в первую очередь — дядю) в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой его вины, и он расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее, Министерство культуры СССР запретило ему выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, он сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала певца закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.
В 1973 году, в возрасте 31 года, получил звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР (29.04.1971). В этом же году он принял участие в озвучке мультфильма «По следам бременских музыкантов», исполнив партии Трубадура, Сыщика и Атаманши.
В 1974 году представлял СССР на престижном телевизионном фестивале Tokyo Music Festival в Японии.
С 1975 по 1989 год был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами[21]. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
Гастролировал за рубежом (Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.).
В концертном репертуаре певца было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Он автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу о нём.
В 1997 году в его честь именем 4980 Magomaev был назван один из астероидов, известный астрономам под кодом 1974 SP1.
Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку с поклонниками через свой веб-сайт. По поводу прекращения выступлений говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.
Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР.
Одной из последних его песен стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Смерть и похороны
Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали певца и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магометовичем Магомаевым. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.
Семья
Родители: Магомет Магомаев (1916—1945), Айшет Магомаева (1921—2003).
Первая жена — Офелия Велиева (1960—1963 годы) (род. 1940), была однокурсницей по Бакинскому музыкальному училищу. От этого брака у Магомаева есть дочь — Марина. Отец Офелии, Шамсаддин Вели оглы Велиев, был учёный-химик и работал в Академии наук. Марина живёт в США, в Цинциннати вместе с семьёй — мужем Аликом (Александром) Козловским, сыном близкого друга Магомаева Геннадия Козловского, и сыном Алленом Максвелом.
Вторая жена — Тамара Ильинична Синявская (род. 1943), певица, народная артистка СССР (1982), их роман начался в Баку осенью 1972 года, поженились 19 декабря 1974 года в Москве. Регистрацию брака двух оперных исполнителей организовал художник Таир Салахов.